Как написать школьную исследовательскую работу
С чего начать работу?
Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы. Найди проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.
Совет: Если затрудняешься в выборе темы, то обратись к руководителю проекта. Ты можешь также самостоятельно выбрать интересующую тебя тему и согласовать её с руководителем проекта.
Алгоритм работы:
1) Подготовительный этап:
- Выбери тему проекта, постарайся обосновать проблематику выбранной темы (то, насколько она современна, востребована, интересна, полезна и т.д.).
- Обсуди тему с руководителем проекта.
- Совместно с руководителем проекта поработай над структурой проекта
——-
2) Поисковый этап
Найди минимум 10 источников (книг, статей, публикаций и т.п.), которые подходят под тематику твоего проекта.
Рассмотрим несколько способов поиска источников и литературы.
1) Классический. Идём в библиотеку и просим помощи у сотрудников библиотеки подобрать литературу (или, если знаем как работать с библиотечными фондами, то самостоятельно подбираем нужные источники). Помни, кто бы вам ни помогал находить источники, в конечном итоге вы сами решаете, что из найденного вам пригодится для написания проектной работы.
2) Работа с Интернетом. Найди необходимые по теме статьи и книги. В поиске научной литературы помогут Киберленинка, eLibrary.
Как хранить информацию для проекта:
Во-первых, составляем список найденных источников. Источники записываем согласно требованиям ГОСТ’а. В списке обязательно указывайте выходные данные, например, автора (если есть, или авторов), название книги/статьи/, издательство, место и время издания, количество страниц, а если интернет-ресурс, то ссылку на сайт.
Во-вторых, скачиваем нужные нам статьи и книги на свой компьютер в отдельную папку. Ссылки на интернет страницы сохраняем, а если вы используете печатные варианты книг и журналов, то сканируем или фотографируем нужные страницы, если нет возможности взять книгу или журнал домой на время работы над проектом. Также одним из «древних» способов хранения информации является переписывание нужных частей текста себе в тетрадь.
3) Аналитический этап
- Читаем источники и выписываем/выделяем необходимую информацию, которую будете использовать для написания основной части проекта.
Совет: Вы нашли книгу на 500 стр. Времени всю её прочитать не хватит, рекомендую читать выборочно. Поработайте с оглавлением, найдите интересующую вас главу или параграф и работайте с выбранными страницами. А вот статьи, в отличии от многостраничных книг, лучше читать полностью.
Давайте рассмотрим пример, вы работаете со статьей. В начале тетрадного листа выпишите авторов статьи, название статьи, журнала, год издания, номер издания и страницы на которых статья располагается (т.е. выходные данные источника). Затем вы выписываете интересующие вас цитаты и обязательно рядом подписывайте на какой странице журнала/книги вы нашли эту цитату. Точно также можно работать с текстом книги. Если источник располагается в интернете, то достаточно будет выходных данных, которые указывайте один раз перед началом работы над источником, это название интернет-ресурса и ссылка.
Совет: Постарайтесь подбирать те цитаты и мысли, которые согласуются с планом вашей работы, например, если вы нашли статью «Как построить дом», а вас интересует лишь технология возведения фундамента, то не надо выписывать цитаты о том, как строится крыша.
4) Практический этап
Пишем черновой вариант работы опираясь на план вашего проекта.
Совет:
- Используем весь имеющийся запас знаний и умений, навыков, приобретённых и приобретаемых при изучении смежных учебных предметов.
- Излагаем материал своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
- Цитаты или заимствованные мысли, подтверждаем ссылками на соответствующую работу.
- Обязательно советуемся с руководителем при возникновении трудностей с написанием работы.
Приводим текст в порядок с соблюдением всех необходимых требований оформления текста.
5) Презентационный этап
Готовую работу представляем комиссии. Также на этом этапе ко дню защиты пишем речь, в которой кратко излагаем суть своей работы.