A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"

МЕНЮ

Священномученик Леонид ( Антощенко) (6 августа 1872 – 7 января 1938)

Автор: Акулова Анастасия

6а класс МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

Руководитель: Захарова А.И.

В нашем городе на площади Оболенского-Ноготкова есть памятник епископу Леониду Антощенко. Это один из семи прославленных в нашем крае святых. Немногие подходят к этому памятнику, так как не знают, что это за подвиг – отдать жизнь за веру. Я решила составить экскурсию по нашему городу, в которой я расскажу о жизни и подвиге этого человека.

Биография священномученика Леонида

Священномученик Леонид (в миру Лаврентий Евтихиевич Антощенко) родился 6 августа 1872 году в праздник Преображения Господня, в деревне Малая Николаевка Артёмовского района Днепропетровской области в крестьянской семье. В 1888 году принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, а 26 мая 1898 года был определён послушником этой обители.

30 июля 1904 года Лаврентий Антощенко был переведён в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905 года пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона. Помимо совершения богослужений, отец Леонид нёс клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем обители.

26 марта 1910 года епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской Духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому иеродиакон Леонид (Антощенко) назначался заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей. В 1911 году отцу Леониду было поручено строительство храма миссии в Петербурге. С этим послушанием батюшка справлялся успешно: уже к осени того же года был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который в ноябре 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После молебна верующие, в знак признания заслуг отца Леонида, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями.
К 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью.
Одним из возложенных на батюшку послушаний было строительство в 1915-1916 годах церкви в Харбине (Китай), где также находилось подворье Пекинской Духовной миссии. Но вследствие начавшейся в России революции эта работа не была завершена.

Одной из основных задач Санкт-Петербургского подворья был сбор средств в пользу Пекинской миссии, не имевшей собственных доходов. С декабря 1912 г. при Санкт-Петербургском подворье действовала церковноприходская школа, где архимадрит Леонид преподавал Закон Божий, проводил пастырские беседы, занимался с верующими церковным пением. Здесь же был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправлявшихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. При подворье располагалось и Общество трезвости, занимавшееся религиозно-просветительской деятельностью среди рабочего населения.

В 1919 году батюшка был возведён в сан архимандрита.
В ходе революции и гражданской войны связи Пекинской Духовной миссии с Петроградским подворьем были прерваны. А после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) — ее настоятелем. Конечно, быть настоятелем прихода в условиях жестоких гонений на Церковь было нелегко. В 1922 году отца Леонида арестовали первый раз и провёл он в заключении один месяц.

Архимандрит Леонид проживал в Ленинграде до 1927 года. 26 июня 1927 года отец Леонид был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле. Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переславле действовало 18 церквей.

В данном городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев. Храмы, где пребывали святыни, служили местом паломничества. Тысячи прихожан собирались здесь в праздники, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов.

Такое оживление религиозной жизни не устраивало советскую власть. Епископ Леонид был снова арестован, 1 февраля 1930 года. Его обвиняли в антисоветской деятельности, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей.
На единственном допросе, который состоялся 1 февраля 1930 года, своей вины владыка не признал, а 2 марта 1930 года он был осуждён на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Здесь заключённые строили земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар. Работать приходилось вручную, с помощью лопат, землю возили на тачках, трудились при сильнейших морозах, легко одетые.
Несмотря на тяжёлые условия жизни и строгий надзор, заключённым удавалось совершать в лагере богослужения.
По досрочном освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Но вскоре его вновь арестовали и сослали в город Балахну Нижегородского края. Владыка поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь. В 1933 году последовала новая ссылка — в город Сенгилей близ Ульяновска.

Отсюда святитель посылал письма-утешения своим духовным чадам — «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий мы можем составить представление о жизни Владыки в тот период. 31 марта 1934 года епископ Леонид писал: «Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чём не нуждаюсь… Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех». А вот фрагмент из письма от 1 сентября 1934 года: «Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена. Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны».

Срок этой ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приёме у митрополита Сергия (Страгородского), Патриаршего местоблюстителя, и получил назначение на Кунгурскую кафедру, куда прибыл 30 января 1935 года. Служил здесь владыка до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня 1935 года в селе Теляево-Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого и совершал богослужения.

После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить.

Последней кафедрой владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах Владыки в Марийскую область. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне — ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семёновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), владыка Леонид управлял Марийской епархией, совершал рукоположения во священный сан и назначал священнослужителей на приходы, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов в Марийском крае было по-прежнему актуально.

Обновленчество – оппозиционное движение в русском православии, возникшее в России после 1917 года, имевшее своею целью приспособить деятельность церкви к изменившейся политической обстановке в стране, которое повлекло за собою временный раскол Русской православной церкви.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка таким образом стала оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи.

По воспоминаниям очевидцев епископ Леонид был вежлив, скромен, аккуратен, нетороплив. Люди подходили к нему за советом и утешением, он встречал их приветливый улыбкой, благословлял. Особенно замечал Владыка детей, старался ободрить их, погладить по голове, раздавал гостинцы.

Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) на марийскую кафедру религиозная жизнь населения республики активизировалась. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей. 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещён в Йошкар-Олинскую тюрьму. Эта тюрьма находится сейчас на Советской, 100. Вместе с епископом Леонидом был арестован протоиерей семёновской церкви Леонид Львов, приговоренный к 10 годам заключения и скончавшийся в лагере 1 января 1942 г.

Владыку обвиняли в контрреволюционной деятельности и создании «церковно-фашистской организации». На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, никакой вины за собой он не признал.

29 декабря 1937 года тройка НКВД по Марийской АССР приговорила 65-летнего епископа к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.

Владыка Леонид прожил сложную жизнь, пережив ссылку и постоянные притеснения со стороны властей Советской России.Только 23 мая 1989 года епископ Леонид был реабилитирован.

17 июля 2002 года епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления святого был совершён 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.

8 января Православная Церковь празднует память прославленного в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской первого святого в земле Марийской просиявшего – епископа Леонида (Антощенко).

Памятные места в Йошкар-Оле, связанные с жизнью и деятельностью священномученика епископа Леонида

Памятник на площади

В честь священномученика Леонида был поставлен памятник в нашем городе. 4 июля  2008 году архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев) освятил скульптурный памятник священномученику Леониду, установленный на площади князя Оболенского-Ноготкова в центре Йошкар-Олы. Её автором является известный московский скульптор Андрей Ковальчук.

Памятник священномученику Леониду представляет собой фигуру мужчины в образе священномученика, стоящего на постаменте с посохом в правой руке и иконой Богородицы Троеручицы в левой.

Храмы

Из биографии епископа Леонида известно, что он призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, например, такой была Вознесенская церковь города – последняя из незакрытых к середине 1930 – х годов, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев,  а 9 декабря 1937 года церковь закрыли.

Вознесенская церковь находится рядом с Йошкар-Олинской тюрьмой, где находился епископ в декабре 1937 и в январе 1938 года, и он мог видеть эту церковь из окна камеры.

Обновленчество – оппозиционное движение в русском православии, возникшее в России после 1917 года, имевшее своею целью приспособить деятельность церкви к изменившейся политической обстановке в стране, которое повлекло за собою временный раскол Русской православной церкви.

Немного я бы хотела рассказать про историю этой церкви.

собор Вознесения Господня

Вознесенская церковь в Царевококшайске была построена в 1756 г., во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, старанием и на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого (“Дом Пчелина”) находился рядом с храмом. До нас не дошли имена зодчих этого храма. Можно лишь предположить, учитывая особенности церкви, что здесь трудились мастера восточноевропейской (Вятка – Пермь – Тюмень) архитектурной традиции русского церковного зодчества XVIII века.

Храм был трёхпрестольным: на втором этаже – главный летний храм в честь Вознесения Христова с приделом в левой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери; в нижнем этаже – тёплый или зимний храм в честь Воздвижения Креста Господня. Поэтому церковь иногда называли просто “Воздвижение”. Именно под таким названием она фигурирует на старинных открытках.

В 20-е годы храм продолжал действовать. К 1930 г. он не вмещал всех желающих, так как другие церкви города уже были закрыты. 17 июня 1935 году Вознесенская церковь была передана обновленцам. В январе 1937 г. президиум исполкома МАССР принял постановление о закрытии Вознесенской церкви.

В марте 1938 г. постановлением президиума горсовета здание храма передавалось для использования Радиокомитету; в 1939 г. – под пивной склад; в ноябре 1940 г. нижний этаж был передан товариществу “Мари художник”, а с ноября 1940 г. Йошкар-Олинский горисполком решил передать бывший храм под пивзавод.

В течение десятилетий церковь разрушалась.

В 1992 г. здание было передано Церкви.

Уже в 1995 г. на Пасху состоялось в возрождённом храме первое богослужение, был освящён верхний храм собора, затем – нижний.

церковь Рождества Богородицы в селе Семеновка

Согласно биографии с 1 октября 1937 года епископ Леонид перебрался в село Семёновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Этот храм был построен в 1818 году и считается одним из самых старых храмов в республике Марий Эл.

Церковь была построена прихожанами в 1773 г. и освящена 18 марта. Здание поначалу было деревянным. В сентябре 1818 г. каменная церковь была достроена и освящена. Главный престол её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого пророка Божия Илии.

В своих архитектурных формах храм как бы синтезирует традиционно русские и классические приёмы. Главный куб его завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трёхъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике», объёмы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик.

По состоянию на 1915 г. к церкви были приписаны часовни в деревнях Княжна и Савино, последняя из которых освящена во имя пророка Божия Илии, а построена на средства святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1884 г. при храме открылась церковно-приходская школа, в 1915 г. кроме неё на территории прихода находились церковно-приходская школа в деревне Якимово, училище Министерства просвещения в деревне Княжна, а также три земских училища. Действовала при церкви и библиотека, в которой имелось 236 томов книг.

В советские времена храм лишился части своего убранства и утвари. В 1922 г. из него был изъят 21 предмет весом в 19 фунтов 52 золотника, в том числе серебряная риза с иконы Божией Матери «Троеручица», 5 серебряно-золотых венцов с икон, 2 креста, потир, дарохранительница.

Начиная с середины 1930-х гг. семёновская церковь была единственным православным храмом в окрестностях Йошкар-Олы, в 1935-1937 гг. являлась резиденцией епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии.

Закрытие храма в Семёновке состоялось 27 января 1940 г., в дальнейшем здание использовалась в качестве столовой и магазина для районного партактива. 30 января 1944 г. верующие города Йошкар-Олы и окрестных поселений написали заявление Патриарху Сергию (Страгородскому), где просили его походатайствовать перед властями об открытии церкви в селе Семёновка. Уже 11 апреля Совнарком МАССР удовлетворил данную просьбу, но передача здания затянулась, и богослужения в храме возобновились лишь 4 ноября 1944 г.

В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ столетия наступила новая волна гонений на Церковь. После закрытия Воскресенского собора города Йошкар-Олы его приход был объединён с семёновским.

В начале 1960-х гг. семёновский храм принял из закрытого Воскресенского собора г. Йошкар-Олы иконостасы, большие напольные киоты с иконами и деревянное изображение Спасителя в темнице, принесённое в Марийский край стрельцами в XVII в. и почитаемое верующими и поныне.

Не простыми для церкви и прихожан были последующие три десятилетия. Государство постоянно контролировало и направляло Духовное ведомство. Но оно так и не смогло до конца отлучить от веры миллионы своих граждан.

В 1991 году собор Рождества Богородицы был возвращён Православной церкви и началась его активная реставрация. При учреждении Йошкар-Олинской и Марийской епархии 25 июля 1993 г. в церкви села Семёновка состоялась архиерейская хиротония епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна (Тимофеева).

Место проживания

Епископ Леонид Антощенко жил на улице Зарубинская 4, сейчас эта улица называется Комсомольская, а в 1937 году переехал в село Семёновка.

Йошкар-Олинская тюрьма

Следующее место, где проходили последние дни жизни епископа Леонида – это тюрьма на улице Советская ,100.

По слухам, тюрьма была построена ещё при Екатерине II. Случалось сидеть в царевококшайской тюрьме людям разных общественных положений и состояний. В 1912 году на винокуренном заводе местного промышленника и землевладельца Булыгина произошел несчастный случай, в результате которого погиб рабочий. Отвечать за случившееся пришлось хозяину – Василию Федоровичу Булыгину, которого присудили к заключению на неделю. И в тюремных стенах заводчик дал обет – построить тюремную церковь, столкнувшись с невозможностью молиться Богу. Тюремный храм, очень простой по внешнему убранству, построили на частные средства Булыгина в 1912 году. Она была пристроена с торца корпуса тюремного замка и освящена во имя святой великомученицы Варвары. В тюремной церкви проходили богослужения не только для арестантов, также по пятницам и воскресеньям туда пускали и горожан. Для них пел церковный хор, составленный из учащихся реального училища. Доход от тюремной церкви шёл на нужды заключённых.

Булыгинский дом, стоявший по соседству, стал, по сути, продолжением всё той же тюрьмы.

В 1920 году тюремная церковь (храм) была упразднена, небольшой купол с крестом разрушен.

В бывшем доме Булыгина с 1923 до 1939 года располагалось местное НКВД и неудивительно, что подвал НКВД был соединён узким коридором с тюрьмой, по нему для удобства следователей на допросы водили заключённых.

Немало известных в республике людей в 30 – е годы прошли коридорами здешнего здания , которое за многие годы обросло постройками различной высоты и конфигурации, пока не оказалось скрытым от посторонних глаз высокой жёлтой стеной с глухими окнами.

Также в честь священномученика Леонида, епископа Марийского на территории СИЗО-1 УФСИН России по РМЭ в г.  Йошкар-Оле освящён новый тюремный храм. Освящение возглавил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн 5 июня 2014 года.

Музей Гулага в Йошкар-Оле

В память жертв политических репрессий в нашем городе установлен монумент.

Архитектору Анатолию Галицкому заказали проект памятника жертвам сталинских репрессий, за несколько лет было сделано несколько вариантов проекта. Оставшиеся в живых репрессированные и их близкие ежегодно приходили к памятному камню, чтобы возложить цветы и почтить память своих родных и товарищей. Место для заложения монумента было выбрано недалеко от церкви Вознесения, в квартале №4. Квартал этот исторический – рядом с Ленинским садиком (бывшей Базарной площадью), и в этом же районе города при советской власти работал НКВД.

Памятник жертвам политических репрессий по проекту Анатолия Галицкого установили в 2013 году.
Монумент выполнен из монолитного железобетона, облицован полированными гранитными плитами. В стене монумента вырезан проём с решёткой и колючей проволокой, символизирующий окна застенков. На ней же в верхней части полированная мраморная плита, на которой высечены слова поэтессы Марины Цветаевой:

«…Мы помним поруганных здесь и убитых,
Мы знаем фамилии их палачей.
Никто не забыт и ничто не забыто
Из прошлых трагических лет и ночей…»


Ниже – полочка для цветов и свечей. На стеле перед стеной висит колокол. От языка колокола вниз протянута верёвка.

Появление этого памятника можно считать, как торжество справедливости, дань памяти всем погибшим в годы страшных репрессий.

Маршрут экскурсии:

  1. Начинаем у памятника (Адрес, время остановки, о чем говорим)
  2. Идем на ул. Советскую (Входоиерусалимский, Троицкий, Воскресенский)
  3. Дом купца Булыгина, тюрьма
  4. Мемориал
  5. Портфель экскурсовод: деревянный вокзал, храм в Семеновке, взрыв Входоиерусалимского храма, старинный Троицкий, старинный Воскресенский, музей Гулага)

В конце своего доклада я бы хотела сказать, что тысячи представителей духовенства, сложили свои головы за веру, они тоже погибли за нашу Отчизну. Они любили Россию, они стремились сохранить страну, её тысячелетние корни, её культуру, духовное наследие.

Храмы, которые были закрыты в 1937 году:

Церковь Пресвятой Троицы – самый древний храм в Царевококшайске. Его построили в 1736 году. Строительство шло на средства купца Стефана Вишнякова и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина. Благодаря их всеобщим усилиям храм в скором времени был возведен. Объект был построен в духе русского зодчества 18 века.

Самые тяжелые годы выпали на середину 20 века. Церковь находилась в полуразрушенном состоянии и пустовала. В 1930-х годах первые этажи были отданы под мастерские. В 1932 году была закрыта, в 1939 года была разобрана до первого этажа и там находилась автомастерская. Старожилы рассказывали, что обитель использовалась для проверки броневых листов во время войны.

Возрождение обители началось в 1995 году. Старые архитектурные формы не уцелели, были созданы новые. В конечном итоге на месте старого здания появилось новое.

Собор Воскресения Христова был возведён в Йошкар-Оле в 1759 году. Строительство осуществлялось за счёт купца В.Ф. Булыгина.

В послереволюционный период в Воскресенском соборе, как и ранее, шла духовная жизнь. Обитель активно противостояла обновленчеству. В 1928 году Воскресенский собор закрыли. Какое-то время в здании находился кинотеатр. В 1944 году верующие люди обратились к власти, попросив вернуть храм. Ремонт полуразрушенного здания проводился на средства прихожан. В 1960 году постановление Совета Министров приняло решение о необходимости снести святыню.

Входо – иерусалимский храм

Входо – иерусалимская церковь в городе Царевококшайске была построена в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. Храм был трёхпрестольным, главный из них освятили в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел — во имя Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи, левый — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь славилась своими святынями, особо почиталась верующими икона явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, которая уцелела в годы гонений за веру и хранится сейчас в Богородице-Сергиевой пустыни, находящейся в Килемарском районе РМЭ.

С 1886 года при Входо – Иерусалимском храме действовала богадельня, построенная на средства благотворителей. В 1888 году она была преобразована в Богородице – Сергиев женский черемисский монастырь, а Входо – Иерусалимский храм на 33 года стал монастырским. При нём действовала двухклассная школа, здание которой снесли в 2013 году. Духовенство Входо-Иерусалимского храма также преподавало Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Большая Ноля и земских училищах деревень Большое Чигашево, Ноля-Вершинино и Ельняги.

В годы гонений за веру приход Входо-Иерусалимской церкви испытал их в полной мере. 11 сентября 1918 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян священник данного храма Антоний Николаев. В 1921 году Богородице-Сергиев монастырь был закрыт, а церковь вновь стала приходской. В начале 1920-х годов духовенство Входо-Иерусалимского храма, по-видимому, уклонялось в обновленчество, но вскоре принесло покаяние и затем твердо исповедало Православие. Строгой духовной жизни прихожан церкви во многом способствовало то, что в 1926…1928 годах здесь служил бывший настоятель мужского Мироносицкого монастыря игумен Сергий (Мытиков).

8 января 1930 года Облисполком принял постановление о закрытии Входо-Иерусалимского храма и передаче имущества властям. Церковь была разрушена (id=987), кирпич пошёл на гражданское строительство. В настоящее время церковь восстановлена, правда, в несколько ином обличии (olacity.ru), предполагается и возрождение монастыря.

По некоторым сведениям в монастыре в начале XX века возникла первая в городе фотомастерская, где для паломников печатались фотооткрытки с видами монастыря. Думаю, верхнее фото – один из этих видов. Снимок сделан с территории монастыря, от келейно-ризного корпуса с домовой церковью Сергия Радонежского. Этот дом расположен на ближнем плане правой части фото, в дальнейшем он станет жилым за № 84а по ул. К. Маркса.

После сноса в 2008 году здания центрального архива и при последующем изучении археологами в 2011 году этого места, где до архива находилась Входо – Иерусалимская церковь, было обнаружено старое городское кладбище, действующее, видимо, до указа императрицы Екатерины II 1771 года, когда был организован самый известный древний городской погост, на месте которого сегодня находится ПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ. При кладбище существовала деревянная церковь, ранее нигде не упоминаемая. Её местонахождение не было хорошо изучено, так как оно находилось на границе выделенного для исследования участка. Скажу только, что ориентировочное местоположение древней деревянной церкви – двор дома № 82а по ул. Вознесенской.

Действующие храмы в 1937 году при епископе Леониде:

  1. Храм в с. Чкарино – третий из сохранившихся в Марий Эл памятников деревянного зодчества. Деревянный храм в с. Чкарино был построен и освящён 24 сентября 1915 года на средства прихожан. Этот храм был закрыт в мае 1938 года.
  2. Храм в с. Шулка – это каменный храм во имя Вознесения Господня был построен в 1871 году, а закрыт в 1939 году.

Список литературы:

  1. Марийский мемориальный музей истории Гулага. https://www.xn--80akahgvf5ajn1b2c.xn--p1ai/o-proekte/geografiya/marij-el/marijskij-memorialnyj-narodnyj-muzej-istorii-gulaga/ Дата обращения: 28.03.2023 год.
  1. Йошкар-Ола. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Йошкар-Ола, Церковь Входа Господня в Иерусалим (sobory.ru) Дата обращения: 28.03.2023 год.
  1. Адрес за семью печатями: необычная и загадочная история старинной тюрьмы в Йошкар-Оле (marpravda.ru) Дата обращения: 02.04.2023 год.

© 2024 - МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"