A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"

МЕНЮ

Городские часы Йошкар-Олы и их «двойники» в мире архитектуры

Автор: Максимов Валентин

6а класс МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

Руководитель: Захарова А.И.

Каждый день на Патриаршей площади в городе Йошкар-Оле собираются туристы и просто любопытные. Особенно многолюдно ровно в полдень, в три часа дня и в шесть часов вечера, когда ворота на часовой башне открываются, и из неё выходят 12 апостолов вслед за Учителем.

Я вам расскажу об уникальных динамических часах на Благовещенской башне, циферблаты которых выходят на 4 стороны. Башня расположена на Патриаршей площади города. Открытие часов состоялось в августе 2011 года. Во внешнем облике Благовещенской башни с часами в Йошкар-Оле улавливаются очертания Спасской башни Кремля и Кремлевских курантов. Это и есть уменьшенная копия Кремлевских курантов. Диаметр каждого из 4-х циферблатов — 3,5 метра. Это главные часы города.

Выход фигур «12 апостолов» на часах в Йошкар-Оле символизирует одно из событий, описанных в Евангелии — а именно, Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус на ослике въехал в Иерусалим на молоденьком осленке. В то время считалось, что тот, кто пришёл в город на ослике, пришёл с миром. С войной приходили на конях. В композиции все четыре ноги у ослика идут, а когда он выходит, то немножечко покачивает головой, создаётся впечатление, что он поклоняется всем пришедшим.

Иисус поворачивает голову и смотрит на людей, затем, когда он вышел на балкон, поднимает руку и всех благословляет. Повторно он это делает перед тем, как уйти в другие ворота. Одет он в красные одежды. С одной стороны это цвет крови, потому что Иисус пролил кровь за грехи человеческие, с другой стороны это цвет любви, которую он принёс в наш мир. Голубое покрывало напоминает о небесном происхождении Иисуса, он сын божий. Лицо очень грустное, и когда процессия идёт по балкону, он грустно качает головой. В композиции Иисус считается плачущим, он оплакивает людей, потому что когда он входил в город Иерусалим, его встречали пальмовыми ветвями, кидали под ноги одежды, крича «Осанна». И эти же самые люди через 3 дня требовали, чтобы его распяли на кресте. Поэтому Иисус и оплакивает этих людей.

Следом за ним идёт Андрей Первозванный, его Иисус первым призвал к себе на службу. Рука его вытянута вперед и словно указывает направление движения. Рядом его брат Пётр с ключами от рая, которые оставил ему Господь Бог. В ходе представления, Пётр покачивает рукой с ключами.

Иоанн Богослов со свитком своих откровений. Это любимый ученик Иисуса. Именно ему, находясь на кресте, Иисус поручил заботиться о своей матери. Он сказал ей: «Отныне это сын твой».

Старший брат Иоанна Иаков Заведеев идет рядом и покачивает пальмовой ветвью.

Апостол Матвей держит в руках Евангелие от Матвея, причём, если заглянуть в книгу, можно увидеть там слова.

Фома неверующий получил своё прозвище, потому что не верил в воскрешение Иисуса. И он постоянно напоминает об этом при шествии, покачивая головой: «Я не верю».

Филипп, Варфоломей, Иаков, Иуда Фадей прославились уже после смерти Иисуса и менее известны.

Симон Кананит принял мученическую смерть на кавказе, на территории современной Абхазии. Ему была заживо отпилена голова деревянной пилой. В напоминании об этом, он идёт с пилой. Симон это тот самый первый жених, на свадьбе у которого Иисус сотворил своё первое чудо – воду превратил в вино. Симон был настолько потрясён этим чудом, что бросил молодую жену и пошёл вслед за Иисусом.

Иуда Искариот отдельный персонаж, во многом он является противоположностью Иисусу, сочетает в себе множество смертельных грехов. Для него сделана отдельная платформа, потому что первоначально Иуда Искариот выходит вместе со всеми апостолами с гордо поднятой головой. На середине балкона он останавливается и, как напоминание о том, что он продал своего учителя, трясёт мешочком с деньгами. Затем он отворачивается ото всех. С этого момента он предатель и он не вместе с остальными, начинает все дальше и дальше отдалятся. В завершении шествия в ворота заходит чёрный сгорбленный человек. Если присмотреться, у всех апостолов румяна красные, у Иуды же они коричневые. Он один из всех одет в темные одежды. А когда он наклоняется, на него по другому падает свет и лицо темнеет, проявляются глубокие морщины, взгляд становится жутким.

Особенности механизма

Фигуры апостолов выполнены практически в натуральную величину, каждый из них изготовлен из бронзы и имеет размер около полутора метров и вес приблизительно 200 килограмм. Вес всей композиции составляет примерно три-четыре тонны, диаметр композиции — около трех метров. Фигуры апостолов были отлиты в Москве, после чего привезены в Йошкар-Олу, установлены на свои места и уже после — расписаны. Некоторые из апостолов даже имеют механизмы движения — рук, ног, головы — что впервые было осуществлено в часах Йошкар-Олы. Динамичность скульптур достигается с помощью особой системы механизмов (около 20 штук), которые приводит в движение специализированный двигатель с редуктором, способный выдерживать огромную нагрузку в 6 с половиной тонн. Данный механизм конструкции рассчитан примерно на 30 лет бесперебойной работы.

Если наблюдать за шествием с площади, то апостолы представляются как живые. Созданная композиция стала уникальной для России. Подобного в стране ещё не делал никто. Масса скульптурной композиции 3 тонны. Оригинальность проекта заключается в том, что вся система, состоящая из 20 разных механизмов, работает от одного привода. Музыкальное сопровождение фрагмента евангельской истории определял Владыка. Им было выбрано песнопение «Да молчит всяка плоть человеча». Речь в песнопении идет о том, что наступает такой момент, когда все земное, все человеческое должно замолчать, только с ужасом и трепетом наблюдать за тем, как Иисус Христос идёт на смерть за грехи человеческие. Говорить в этот момент могут только небесные силы. В храмах это песнопение считается ангельским, пением небес и звучит только один раз в году, в великую субботу на страстной седьмице.

Динамических часов в мире около двадцати. Впервые они появились в Страсбурге, в ХIV веке. В нашей стране первые динамические часы появились в Москве, находятся они на здании Театра кукол имени Сергея Образцова. Ну а вторые — в Йошкар-Оле. Предполагалось, что двигатель для композиции будет сделан известной итальянской фирмой, под него во внутреннем пространстве была оставлена очень большая территория. Двигатель предполагал высокую шумность, а за стеной был проект радиокомпании, поэтому сделали ещё и мощную звукоизоляцию. Итальянцы сообщили свою цену и указали срок работ в 1,5 года.

Однако, здание было построено, скульптуры изготовлены, приближался День Республики Марий Эл, 4 ноября 2011 года. Тогда администрация города обратилась за помощью к местным механикам Поволжского технологического университета и за 3,5 месяца они представили уникальный механизм, состоящий из небольшого двигателя и механической группы. До сих пор нет аналогов данному двигателю, хотя придуман он был ещё 30 лет назад и, в настоящее время, продаётся по всему миру. Суть уникальности данного двигателя и механизмов заключается в том, что в нем используются другие законы кинематики и он способен передвигать огромные по весу массы. На марийском языке механизм называется «кутка», что в переводе на русский язык означает муравей. И как маленький муравей может тащить огромные листики, механизм перемещает огромные по весу массы.

Вся композиция сделана по принципу железной дороги. Вдоль платформ, на которых расположены фигуры, установлены специальные ручки, и когда платформы подходят к командной коробке, каждая из них задевает определенный рычаг, происходит определенное действие. Вдоль движения платформ установлены датчики, во избежание аварий. Если, к примеру, ворота не откроются, то своей массой фигуры разнесут ворота в щепки. Чтобы этого избежать, произойдёт немедленная остановка всей композиции. По ходу движения установлено 7 датчиков, которые все движение и контролируют.

В любую погоду, и в снег, и в грозу, даже если на набережной нет ни единого человека, апостолы выходят и шагают 20 метров по балкону. За год они это делают 1825 раз, находясь в дороге 12 суток и проходя общий путь в 80 км. В ноябре 2018 года апостолы дошагали до Москвы, а к 2058 году дошагают до Иерусалима. Дата выбрана не случайно и подобрана скоростью движения апостолов. Именно в 2058 году человеку, придумавшему механизм для часов – Игорю Кудрявцеву, исполнится ровно 100 лет.

Чешский «двойник» часов «12 апостолов»

Пражские куранты (чеш. Pražský orloj) или Староместские часы (Staroměstský orloj) — астрономические часы XV века, уникальный художественный и технический шедевр мастеров позднего Средневековья. Cчитаются наиболее хорошо сохранившимися средневековыми курантами в мире. Находятся на фасаде башни Староместской ратуши. Чешское название Пражских курантов — Орлой.

Это удивительное творение хранит в себе страшную историю своего создателя — часовщика Хануша. Однажды этот талантливый мастер предложил городским властям создание особенных часов, способных не только украсить здание муниципалитета, но и превратить Прагу в уникальный и красивейший город Европы. Мэр и компания недолго посовещались и дали добро. Вдохновленный часовщик, а по совместительству — профессор математики и астрономии в университете, немедленно приступил к работе. И днями, и ночами он чертил свое монументальное детище, а когда понял, что профессору не пристало тратить силы на скучные чертежные работы, нанял помощника, юношу Якуба Чеха.

В день презентации часов в 1492 году ошеломленная толпа взирала на редкостной красоты часовой механизм, в то время как Хануш, гордый и счастливый, пытался объяснить обывателям (правда, без особого успеха) смысл этой странной «машины времени». Одно не вызывало сомнений у невежественных горожан: исключительность Праги и ее неизбежное признание самым славным городом Европы.

Три основных элемента были взяты за основу часов: астрономический диск с указанием времени суток, положения Солнца, Луны и других космических подробностей; анимированные фигуры, включая двенадцать апостолов; круговой календарь с медальонами, представляющими 12 месяцев года.

Прошло время, страсти вокруг часов поутихли, и мастер Хануш заскучал. Его беспокойная душа требовала творческой разрядки, и совсем скоро он вновь стал просиживать в мастерской за новыми чертежами. Никто толком не знал о задумке мастера, но злые языки говорили, что Хануш окрылен идеей создания еще более зрелищных часов для заказчиков из-за границы, причем за весьма солидный гонорар. Обуреваемые ревностью, пражские власти забеспокоились и решили «обезвредить» неосмотрительного часовщика. Одна мысль о том, что в другой стране может появиться нечто, превосходящее маленькое чудо Праги, заставляло вскипать их государственные кровь и разум. Решение — жестокое и драматичное — было принято ими немедленно. Воспользовавшись темнотой ночи, три человека вошли в мастерскую Хануша, где он еще работал при свечах и зажженном камине. Мастера, застигнутого врасплох, безжалостно потащили к огоню и выжгли глаза раскаленным железом…

Время шло, но слепой часовщик так и оставался в неведении, кто же мог совершить подобную жестокость. Здоровье Хануша день за днем ухудшалось, а его книги, рисунки и чертежи покрывались пылью… Тем временем горожане, как обычно, приходили любоваться его часами на здании мэрии.

Однажды кто-то из окружения Хануша все же узнал правду и не замедлил сообщить ему об этом. Уязвленный таким злодейством и неблагодарностью, мастер принял печальное решение и попросил своего помощника Якуба отвести его на башню с часами. Оказавшись там, он собрал последние силы и вложил свою правую руку в часовой механизм с единственной целью: уничтожить его. В тот самый момент, Смерть потянула за веревку, шестерни издали зловещий звук, и все остановилось, в том числе и жизнь Хануша, упавшего замертво рядом со своим детищем. С тех пор местные жители говорили, что проклятие падет на любого, кто попытается починить часы: он сойдет с ума либо обретет скорую смерть. Легенда легендой, но прошло более 100 лет, прежде чем удалось восстановить сложнейший механизм часов Хануша.

Орлой включает два циферблата — астрономический (верхний) и календарный (нижний). Астрономический циферблат показывает четыре часовых измерения (старочешское, центральноевропейское, планетарное, звёздное) и указывает зодиакальное расположение Солнца и Луны.

Старочешское время

С внешней стороны циферблат опоясан тёмно-синим кольцом (диаметром 300 см) с арабскими числами, который показывает старочешское время. Числа выполнены популярным в XV веке швабахерским шрифтом в готическом стиле. Часовой стрелкой служит указатель с золотой рукой, минутная стрелка отсутствует. До наступления эпохи технического прогресса Прага жила именно по старочешскому местному времени. Отсчёт суток начинается с заходом Солнца. О наступлении солнечного полудня столичных жителей извещал выстрел из пушки.

В техническом плане тёмно-синее кольцо с арабскими числами для старочешского времени является отдельным элементом относительно цельной конструкции астрономического циферблата. Это объясняется тем, что время захода Солнца меняется на протяжении года (после зимнего солнцестояния заход Солнца происходит с каждым днём всё раньше, а после летнего солнцестояния — позже) и как результат, круг со старочешским временем двигается вперёд или назад относительно основной части циферблата.

Центральноевропейское время

По внешнему краю неподвижного циферблата (диаметром 260 см) расположены римские цифры, показывающие центральноевропейское время. В отличие от обычных часов, здесь два набора цифр от I до XII. Часовой стрелкой также служит указатель с золотой рукой (как и для старочешского времени), минутная стрелка отсутствует.

Планетарное время

Следующим элементом астрономического циферблата выступают опять арабские цифры, хотя в этот раз их только 12. Они обозначают световой день планетарного времени, которое издавна использовалось в целях астрологии, астромагии и алхимии. Стрелкой служит указатель с символом Солнца. В секторе цифры «1» можно увидеть надпись на латыни ORTUS (восход), а в секторе цифры «12» — OCCASUS (закат). Под ними находятся надписи AURORA (заря) и CREPUSCULUM (сумерки), которые вместе с тёмно-синим кругом в нижней половине циферблата обозначают ночной период планетарного времени.

Звёздное время

Указателем служит стрелка со звёздочкой, однако шкала из цифр для звёздного времени отсутствует. Звёздное время — применяемый в астрономии счёт времени, в котором продолжительность суток принята равной периоду обращения Земли вокруг своей оси относительно системы неподвижных звёзд. Звёздное время измеряется часовым углом точки весеннего равноденствия в месте наблюдения. Взаимное положение Солнца и точки весеннего равноденствия в течение года непрерывно меняются. Двигаясь по эклиптике, Солнце за сутки смещается относительно точки весеннего равноденствия почти на один градус. Вследствие этого звёздные сутки короче солнечных на 3 мин 56 секунд, их начало в течение года приходится на различное время дня и ночи.

Кольцо Зодиака

В центре циферблата находится планета Земля, вокруг которой вращается кольцо Зодиака с указателями Солнца и Луны, показывающие, в каком зодиакальном созвездии находятся эти небесные тела. На кольцо Зодиака нанесены символы зодиакальных знаков.

Статуи по сторонам Астрономического циферблата

Тщеславие. Изображает фигуру, рассматривающую себя в зеркале. Также есть версия, что эта фигура изображает мага, который с помощью зеркала заглядывает в потусторонний мир.

Скупость. Изображает фигуру скряги, который трясёт мешочком с деньгами и машет палкой вокруг себя. Есть версия, что изначально эта фигура изображала ростовщика еврейского происхождения, но его вид изменили, стараясь быть политкорректными.

Скелет. Следует воспринимать не как символ смерти, а как напоминание о мимолётности мирских забот и необходимости задуматься о новой и лучшей жизни в духовной сфере. Атрибуты Скелета, колокольчик и песочные часы, подчёркивают memento mori (помни, что смертен).

Турок. Символ греха и наслаждений. Или, возможно, напоминание о длительной турецкой угрозе для Австрийской империи, в составе которой находились чешские земли.

Календарный циферблат содержит цисиоян (месяцеслов), изображает знаки Зодиака и цикл фресок на тему чешской сельской жизни в эпоху Средневековья.

Каждый час, с 9:00 до 23:00, Пражские куранты (Староместские часы) разыгрывают скромное театральное представление. Под звон колокольчика Скелета в двух верхних окнах попарно появляются фигуры 12 апостолов. Каждый апостол держит в руках свой традиционный атрибут или символ своих страстей. Апостолы шествуют в следующей последовательности (соответственно, в левом и правом окне):

  • св. Фаддей (с палицей) и св. Филипп (с крестом);
  • св. Фома (с копьём) и св. Павел (с мечом и книгой);
  • св. Иоанн Богослов (с чашей и змеёй) и св. Симон Зилот (с пилой);
  • св. Варнава (со свитком и камнем в руке) и св. Варфоломей (с ножом и куском кожи);
  • св. Иаков Алфеев (с палкой и книгой) и св. Пётр (с ключом);
  • св. Андрей (с косым крестом) и св. Левий Матфей (с топором).

Ниже, по сторонам астрономического и календарного циферблатов, приходят в движение остальные персонажи Орлоя. Скелет переворачивает песочные часы и кивает Турку, тот в ответ отрицательно качает головой. В это же время Скряга встряхивает кошелёк. Архангел с карающим мечом символизирует наказание для грешников. Представление оканчивается криком петуха.

Несмотря на использование термина «апостол» в названии процессии, только десять из них являются первыми учениками Иисуса Христа, которых общепринято называть «апостолами от двенадцати». На пражском Орлое отсутствуют такие «традиционные» апостолы как Иаков Зеведеев и Матфий, их место занимают святые Варнава и Павел.


© 2024 - МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"