A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"

МЕНЮ

Миф о насильственном крещении Руси

Автор: Сурков Тихон

6а класс МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» 2023


Современные неоязычники и атеисты утверждают, что в 988 году, году Крещения Руси, страна была крещена насильно, что это сопровождалось геноцидом невиданных масштабов, якобы было убито 9 000 000 (!) человек. При этом якобы погибла высокая языческая культура Руси, сжигались города, силой принуждали людей креститься. На основе своих псевдо доказательств они призывают вернутся к языческой, якобы традиционной вере. Таким образом, они становятся прямыми противники христианства.


С такой ситуацией нельзя мириться. Надо отвечать на обвинения и находить правду, опираясь на факты, фундаментальные исторические труды и разумные доказательства.

Тема о крещении Руси не сходит с повестки дня и остается актуальной. Я считаю, что за правду надо бороться не уставая. Сколько раз сказана неправда, столько раз нужно её опровергать. Поэтому я и выбрал эту тему.

Цель моего исследования: выяснить правду, опровергнуть ложь научными методами исследования с привлечением цифр и фактов.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с материалами о крещении Руси по “Истории русской церкви” А.В. Карташева.
  2. Изучить аргументы и факты неоязычников, которые создали миф о насильственном крещении Руси.
  3. Подобрать интересные факты, опровергающие миф о насильственном крещении Руси, из разных исторических статей и исследований.

Особенности крещения Руси в разных её областях

Как мы знаем Русь была крещена в правление святого князя Владимира. И это событие изменило историю нашей страны.

Россия – православная цивилизация! Её культура, политика внутренняя и внешняя всегда опирается на христианские ценности.

Термин Креще́ние Руси́ обозначает комплекс взаимосвязанных событий в основном конца X века, включавших:

  • личное крещение киевского князя Владимира Святославовича, его окружения и крещения населения крупнейших городов Киевской Руси,
  • а также осуществленные княжеской властью меры по созданию на Руси церковной организации.

В своём исследовании я опирался на книгу профессора Антона Владимировича Карташёва «Очерки по истории русской церкви».

Антон Владимирович Карташёв
А. В. Карташёв

Св. кн. Владимир, крестившись сам, принял на себя заботу о крещении Руси. Миссионерское дело развивалось под его непосредственным руководством. После крещения киевлян Владимир «нача ставить по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом».

Епархии были открыты не только в более или менее близких к Киеву городах – Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, но и на окраинах, в колониях русских: в Новгороде, Ростове и Тмутаракани.

Крещение разных земель шло по-разному. Где-то успешно, а где-то с трудом. Успеху способствовали следующие факторы:

1) Язычество на Руси не было сильно развито. Не было никаких языческих церквей, ритуалы исправляли старцы (они же волхвы), идолов упоминалось немного.

2) Христианство вводилось своим собственным национальным правительством, а «не путем завоевания, не иноплеменной и иноязычной силой».

3) Проповедь шла на родном языке, в отличие от проповедей и богослужений Католической Церкви, где язык богослужения был латынью, как например в соседней славянской Польше, подчинившейся Риму, там родной язык искоренялся.

Но там, где местные князья ещё мечтали о независимости от Киева, новая религия вводилась с трудом. Так было, например, у племени вятичей, в Муроме, у древлян (видимо они ещё не забыли казни от княгини Ольги), в свободолюбивом Новгород и Ростове, которые были населены ревностными язычниками.

По археологическим признакам, первые епископы в этих городах жили на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость.

«Русский север под влиянием финнов, можно сказать, кишел волхвами, которые старались поддерживать религиозное упрямство в народе».

Таким образом, можно сделать вывод, что крещение на Руси происходило по- разному в южных и северных областях. И это зависело в первую очередь от отношения местных князей и народа к центральной власти.

В некоторых местах крещение отложилось до 11-12 века, а это тоже значит, что оно не могло быть насильственным.

Аргументы и факты

В этой части я бы хотел остановиться на некоторых утверждениях неоязычников и фактах, объясняющих или опровергающих их.


Геноцид невиданных масштабов.

Тезис: неоязычники утверждают, что только при крещении Киева было убито 9 000 000 человек.

«Всего лишь» о том, что «За 12 лет насильственного навязывания греческой религии, было уничтожено 9 миллионов славян, отказавшихся отречься от Веры Предков и это – при том, что всего населения, до крещения Руси, было 12 миллионов человек» (Дий Владимир «Русь Православная до принятия христианства и после»).» – такой текст можно увидеть на странице одного ярого противника христианства.

Попробуем разобраться. Княжеская дружина составляла около 400 человек, максимальное ополчение, православных воинов – около 40 000 человек. Язычники, отказавшиеся принять крещение были родственниками дружинников и ополченцев. Как же воины должны были убивать своих товарищей и родных?

Каждый мужчина в Древней Руси имел оружие – меч, щит, лук и стрелы, а среди 9 000 000 язычников воинов было не менее 1 800 000 человек. Тогда бы на русской земле разыгралась масштабная битва, в которой бы с большей вероятностью победили язычники. Следы такой битвы невозможно было бы скрыть, и её следы бы давно нашли археологи.

Примером этому служат, например, массовые захоронения в Италии, давно найденные и изученные археологами.

Таким образом, мы видим, что цифра якобы убитых не просто преувеличена, но лишена всякого основания.


«Иокимовская летопись» и бунт в Новгороде

Основной источник, на который опираются неоязычники – Иоакимовская летопись.

В 17 в. Русским учёным Татищевы была открыта «Иокамовская летопись». Фрагмент этой летописи, описывающий крещение Новгорода, говорит, что новгородцы не хотели крестится добровольно, и открыли явный бунт против воеводы, присланным Владимиром.

Для начала мы должны разобраться, можем ли мы доверять источнику.

Подлинность «Иокимовской летописи» многими исследователями ставится под вопрос. Некоторые учёные считают, что Татищев сам написал летопись. Другие, что летопись создали без ведома Татищева, но для удовлетворения его научного интереса. Таким образом, достоверность источника явно неопределённа.

В.Н. Татищев

Рассмотрим историю повнимательнее.

По Иоакимовской летописи зачинщиками беспорядков были новгородцы, которые
“в 6499 (991). в Новгороде, увидев, что Добрыня идёт крестить их, учинили вече и заклялись не пустить их в город и не дать ниспровергнуть идолов.

И когда он пришёл, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели…».

Затем «тысяцкий новгородский Угоняй ездил повсюду и кричал:

«Лучше нам помереть, нежели Богов наших дать на поругание».

Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил».

«Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить.

А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь;

и тотчас перестали сечь, и тогда первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабёж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжёг, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль…

И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <…> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <…>

И так крестя, Путята шёл к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнём”.

После такого бунта, власть просто обязаны была навести порядок!


Исчезла высокая дохристианская культура?

Существует миф о том, что с крещением Руси исчезла высокая письменность, культура и язык.

Культура древних славян была не выше и не ниже культуры германцев, балтов или степных кочевых народов.

«В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей».


Сказание о построении города Ярославля

Способы воздействия на язычников наглядно демонстрирует “Сказание о построении города Ярославля”.

г.Ярославль 17в (план-карта)

До возникновения города на его месте располагалось селище, именуемое Медвежий угол, в котором жили люди “поганыя веры – языцы, зли суще”. Они поклонялись Волосу, пока сюда не прибыл князь Ярослав Владимирович “с сильною и великою ратью”.

Ярослав взялся за наведение “порядка”. И дружина князя храбро приступи на врагов”.

Ярослав покорил население Медвежьего угла и обложил данью. Люди согласились “оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися“.

Вскоре Ярослав “умысли паки прибыти в Медвежий угол”. На сей раз он явился сюда “со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники”,а также, разумеется, “и с воины”.

Язычники напустили на князя и “сущих с ним” псов и “лютого зверя”. Ярослав “секирою своею победи зверя”, а псы, как агнцы, никого не тронули.

Несмотря на военную силу, Ярославу так и не удалось принудить “насельников” Медвежьего угла принять крещение.

Хорошо видно, что главной целью Ярослава были “административно-материальные” дела, а обращение в христианство – менее важно.

Местные люди пообещали ему “жить в согласии и оброки ему давать”, хоть и остались в язычестве.

Поэтому, приписывание жертв описанных стычек именно процессу христианизации – некорректно.


Заключение

Таком образом, мы выяснили, что процесс христианизации Русского государства был долгим и трудным.

Мы выяснили, что сведения о 9 000 000 погибших в ходе крещения Киева являются ложными.

Мы выяснили, что стычка с новгородцами во время крещения Новгорода, описанная в «Иоакимовской летописи», была оправданной мерой пресечения бунта, а о правдивости самой летописи до сих пор спорят учёные.

Мы выяснили, что в тех городах, где крещению действительно противились, например, в Муроме и в Ростове – крещение и просвещение язычников откладывалось до лучших времён, а епископы и священники жили там «на военном положении» и совершали свой миссионерский подвиг.

Мы выяснили, что культура дохристианской Руси не была сильно развита, а после крещения не исчезла, как утверждают неоязычники, а существовала и дальше.

Мы выяснили, что вера язычников в южных и восточных областях Руси была неразвита, в отличие от северян, чья вера была подкреплена финскими языческими мифами, и поэтому процесс христианизации на севере был труднее и длительнее.


Список литературы:

  1. Азбука веры. Православная библиотека. профессор Антон Владимирович Карташёв https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/5/ время обращения 20.04.2023
  2. «Кровавое» крещение. Разбор аргументов. Давид Смольянский https://bolivar1958ds.mirtesen.ru/blog/43348170743/«Krovavoe»-kreschenie.-Razbor-argumentov/ время обращения 15.04.2023.
  3. Журнал. Миссионерско-аполлогитический проект «К истине» https://k-istine.ru/mission/mission_enjinrer.htm
© 2024 - МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы"